16 февраля свой день рождения отмечает врач минифутбольного клуба «Футбол-Хоккей НН» Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. Человек он уникальный — начинал в спорте как тренер, не имевший при этом спортивного прошлого, а теперь вот ставит на ноги спортсменов. Как говорит сам Дмитрий, он в команде и терапевт, и психологог, и диетолог, и массажист. В общем, на все руки… А главное, человек он хороший — открытый, душевный, общительный. В первую очередь, за это его и любят футболисты.
— Дмитрий, твою биографию не назовешь типичной. До поры до времени к спорту, насколько я знаю, ты был равнодушен, а потом вдруг стал тренером. как это случилось?
— Моя деятельность в спорте началась с 1994 года, когда я устроился работать в Дом спорта «Искра» медицинским сотрудником. Обслуживал там соревнования и тренировочный процесс, и однажды там шел школьный турнир по флорболу, на котором мне поручили работать. Там я познакомился с братьями Большаковыми, Анатолием и Сергеем, которые были отцами-прародителями этого вида спорта в Нижнем Новгороде. Мне флорбол сразу понравился, и в один из дней соревнований я привел на игры свою сестру. Она тоже этой игрой заинтересовалась, и я отвел ее к тренеру Алексею Зайцеву, который вел секцию флорбола на стадионе «Старт». А у Большаковых тогда было такое правило: ребенок не имеет права играть ни за какую другую команду в турнирах, кроме как за команду своей школы. Проблема заключалась в том, что в школе у сестры команды не было, там флорбол не культивировался. И я решил организовать в школе № 79 Сормовского района секцию по этому виду спорта, набрал команду мальчиков и команду девочек. Совмещал и работу медика в Доме спорта «Искра», и тренерскую деятельность.
— Дима, согласись, для того, чтобы быть тренером, одного желания мало, необходимы определенные знания. У тебя ведь их совсем не было…
— Начал читать специальную литературу в больших количествах. Черпал информацию в книгах о хоккее, футболе, легкой атлетике. Бывал на тренировках братьев Большаковых, смотрел, как они работают, учился. Иногда он мне давали видеозаписи. Постепенно набирался опыта и знаний. Потом я из «Искры» уволился, ушел работать на «Скорую помощь» и сосредоточился на флорболе. Женская флорбольная команда «Вика» в городе уже была, она успешно выступала на всероссийской и международной арене, занимала всегда высокие места во всех турнирах, в которых участвовала, а вот мужской не было. Я подумал, почему бы мне не взяться за ее организацию. Вместе с воспитанницами «Вики» Ольгой Серебряковой и Мариной Чепурновой мы создали команду «Нижегородец». На первых порах она тренировалась на стадионе «Старт» и в спортзале школы № 139. А затем, найдя общий язык с Михаилом Геннадьевичем Аникиным, мы перебрались в Дом спорта «Нижегородец». Команда участвовала не только в чемпионате России, но и в международных турнирах. В частности, я ездил с ней в Чехию. И все же в какой-то момент медицина «перетянула одеяло» на себя, мне было неудобно ребят тренировать — как-никак дежурства в «Скорой помощи» были суточными. Да и знаний тренерских становилось маловато — флорбол шел вперед, надо было постоянно совершенствовать теорию и практику, а времени на это не оставалось. И тогда «Нижегородец» возглавил Юрий Ерофеев.
— На этом с флорболом было покончено?
— Как оказалось, нет. Через некоторое время мне позвонил декан факультета физической культуры Нижегородского педагогического университета Виталий Львович Скитневский и предложил поработать со студенческой командой этого вуза, которая называлась ФФК. Она тоже участвовала в чемпионате России, впоследствии мы с ней завоевали бронзовые награды национального первенства.
Получив диплом специалиста по физической культуре, я пошел работать в школу № 30 учителем физвоспитания. Там тоже вел секцию флорбола как у мальчиков, так и у девочек, участвовал с ними в соревнованиях. Так прошло четыре года, пока не раздался звонок из минифутбольного клуба «Футбол-Хоккей НН» с предложением поработать доктором в новой команде, которая завоевала право играть в высшей лиге первенства России по мини-футболу.
— Как такое произошло? с чего бы вдруг школьного учителя и флорбольного тренера доктором позвали работать?
— Порекомендовал Юрий Петрович Круглов, который хорошо знал и меня, и Владислава Юрьевича Ерофеева. Знал, что со спортивной медициной я ранее дело имел. С тех пор я, кроме этой работы, о другой и слышать не хочу. Не буду скрывать: спортивная медицина мне, как показала жизнь, намного ближе и роднее, нежели все остальные сферы деятельности, в которых мне довелось поработать.
— В чем, на твой взгляд, специфика работы спортивного врача?
— Работа очень динамичная, постоянные командировки, разъезды. С футболистами интересно работать, поскольку люди они неординарные, многие со своеобразным характером. У одного одни особенности организма, у другого — совершенно иные. Я здесь и терапевт, и травматолог, и окулист, и психолог, и массажист, и диетолог, поскольку занимаюсь составлением меню для игроков. Все это очень интересно.
— Ну, раз ты еще и диетолог в команде, расскажи тогда, по какому принципу меню для футболистов составляется, что кушать им рекомендуется?
— Питание обязательно должно быть сбалансированным, обязательно должно быть просчитано количество калорий в пище. В день игры на обед, чтобы не было расстройства желудочно-кишечного тракта, стараемся не включать в рацион острого, жирного, чтобы пища быстрее усваивалась организмом. Я, например, зная, что ребята в команде творог не любят, а кальций организму необходим, стараюсь маскировать его под всевозможные запеканки. Конечно, продукты должны быть натуральными. Стараемся, чтобы никаких котлет в качестве мясного блюда не было. В них обычно и хлеб кладут, и добавки всякие. Если мясное блюдо — значит это кусок мяса. Ну и, конечно, витамины, без них никуда спортсмену.
— Ты с несколькими тренерами поработал за эти годы, у кого-то из них были свои заморочки в плане питания игроков?
— У каждого свои требования, свои пристрастия. Одни считают, что футболист должен обедать за четыре часа за игры, другие уверены, что игрок на площадку не должен выходить голодным, кормить его надо за два часа до матча.
— Какие травмы в мини-футболе наиболее распространены?
— Чаще всего «летят» колени, голеностопы, мениски, связки… Ушибы я за травмы не считаю, это обыденное явление. В прошлом сезоне Денис Нехай получил очень серьезную травму коленного сустава, надолго выбыл из строя, думали, что нужна будет операция. Но обошлось без нее, вылечили. Главное в этом деле, чтобы и игрок, и врач поверили в себя. Я всегда ребятам говорю: главное — настраивайте свои мысли на позитивный лад, меняйте отношение к жизни и болеть никогда не будете. Чем больше «сюсюкаешься» с футболистами, тем хуже для них же самих. А терапия везде одна и та же: физиопроцедуры, мази и, самое главное, массажи.
— Когда в быту ребята проблемы со здоровьем испытывают, тоже командному доктору звонят?
— Конечно. Звонит ночью Дима Мартынов, который не один сезон отыграл за «Футбол-Хоккей НН»: зуб разболелся, спать не может. Пошел делать укол обезболивающий. Заболел у кого-то ребенок, тоже звонят, спрашивают, что делать. Я круглые сутки на связи, а как же иначе? Они мне все как родные, без этих ребят я уже своей жизни не представляю. Если они, допустим, всей командой в хоккей играть уйдут, тогда, наверное, я из минифутбольного доктора стану хоккейным, чтобы с ними не расставаться. Для меня очень болезненно, когда кто-то из команды уходит. Привыкаешь к человеку сильно…
— Курьезные случаи часто случаются?
— Куда же без них. Раздается у меня звонок однажды. Звонит один футболист, которого сейчас в команде уже нет (не буду называть его фамилию) и со страхом в голосе говорит: «Доктор, что мне делать? Я в перец чихнул! Может, Скорую вызвать?». Да не стоит, говорю, иди умойся, и все пройдет. Порой случались моменты, когда футболист животом маяться начинал, когда ему на площадку выходить надо. И смех, и грех…
Беседовал Олег ПАПИЛОВ